Этнополис

Галина Яковлевна Березина

Народный мастер Иркутской области, Председатель ИРОО «Союз мастеров народного искусства «Оникс»
«Ручной труд – это здоровье нации…»
В этом году свой 85-летний юбилей отмечает Народный мастер Иркутской области, Председатель ИРОО «Союз мастеров народного искусства «Оникс» (которой также в этом году исполняется 30 лет!), ветеран труда, лауреат Премии губернатора Иркутской области в области культуры и искусства, Березина Галина Яковлевна, с чем «Этнополис» поздравляет ее от всей души! Творческая деятельность Галины Яковлевны отмечена многочисленными грамотами, дипломами и медалями «За вклад в Наследие народов России», «В память 350-летия Иркутска» губернатора Иркутской области.
Галина Яковлевна, не могли бы Вы рассказать о том, как создалась организация «Оникс»?
–Иркутская региональная общественная организация «Союз мастеров народного искусства «Оникс» изначально была создана 29 сентября 1990 года как Иркутская областная общественная организация «Ассоциация мастеров народного искусства и художественных ремесел «Оникс». Название «Оникс» дал первый председатель, Хомкалов Георгий Алексеевич – талантливый мастер-ювелир, камнерез. Камень Оникс в древности был камнем вождей как символ объединения, сохранения, бодрости духа и чистых помыслов, поэтому Ассоциация получила такое название. Организация создана была по моей инициативе - я тогда работала директором Дома самодеятельного творчества Межсоюзного дома самодеятельного творчества (МДСТ) облсовпрофа. Тогда я уже знала многие положительные и отрицательные стороны развития народного творчества в Иркутской области. 90-е годы были самые страшные времена для творчества, когда закрывались все Клубы, Дворцы, в том числе Дворец культуры профсоюзов, который являлся главным методическим и обучающим центром, и на его основе была создана наша Ассоциация.
Одними из первых членами нашей Ассоциации были 24 очень интересных и талантливых мастера, которых мы очень хотели сохранить, поэтому мы приняли решение работать на выезде. Впервые наша выставка была на открытии ледокола «Ангара». Потом открылась Иркутская международная ярмарка в «Труде». Ездили в Ангарск, Братск, Саянск, работали с Усольским музеем историко-краеведческим. Позже стали работать с Сибэкспоцентром и проводить выставки там. Благодаря нашим талантливым мастерам, мы получили 5 медалей за участие в Международных выставках. Позже нам выделили небольшое место, где мы устроили выставку, и на ее базе работали учебно-творческие мастерские. Первая мастерская была посвящена художественной вышивке, возглавила ее Азеева Мария Алексеевна. Потом открыли мастерскую по кружевоплетению, вела Клавдия Петровна Федорова, и «пошло-поехало». Каждый год мы работали и открывали новые направления. В этом помещении мы работали до 2013 года. Сейчас мы работаем в ресурсном центре МКУ «Город» по ул. Ф-Каменецкого.

Как обстоят дела с преемственностью данного вида творчества? Ведь очень важно не утратить все, что нажито поколениями.
— В нашей организации мы обеспечиваем преемственность поколений. Если бы наши мастера в свое время не учили детей, то сейчас мы бы уже потеряли эти направления. Сейчас ученицы Марии Алексеевны, Клавдии Петровны и других наших мастеров продолжают их дело, причем справляются с этим очень хорошо. На мастер-классах мы только знакомим с направлением, а чтобы это развивать, нужно постоянно этим заниматься. Все наши мастерские работают раз в неделю. Уже 30 лет опыта показывают необходимость наставничества. К нам приходят не только пожилые люди, есть и молодые, и среднего возраста, занимаемся с детьми. Также к нам приходят и мужчины, и парни. Я считаю, что ручным мастерством должны заниматься все, потому что это очень полезно. Моя бабушка, правда не родная, но очень много чему меня научившая, благодаря своему труду на протяжении всей жизни дожила до 114 лет! Ручной труд – это здоровье нации. Если мы потеряем его корни, если люди не будут заниматься рукоделием, они будут очень рисковать своим здоровьем, потому что развитие моторики пальцев, кистей рук влияет на умственное состояние человека, особенно в детском возрасте. Про этот факт, к сожалению, часто забывают. Хотелось бы, чтобы в школах подобных кружков было побольше. Сейчас более 60 наших мастеров работает в школах, чтобы обучать детей, специально для этого они часто получают педагогическое образование. Но это лишь меньшая часть, которая необходима детям для развития. Я считаю, также нужно привлекать студентов, они, конечно, очень заняты сейчас, но мы стремимся к вовлечению их в такую работу. Поэтому мы очень плотно работаем с Педагогическим институтом, у них даже стоит кросна (ткацкий станок), уже трое студентов защитили свои дипломы по ткачеству. В такую деятельность могут быть вовлечены абсолютно все – даже люди с техническим образованием. Например, мне постоянно помогает мой сын, он по специальности – физик, очень, как говорят «рукастый», не раз помогал чинить и реконструировать ткацкие станки.


Я считаю, также нужно привлекать студентов, они, конечно, очень заняты сейчас, но мы стремимся к вовлечению их в такую работу. Поэтому мы очень плотно работаем с Педагогическим институтом, у них даже стоит кросна (ткацкий станок), уже трое студентов защитили свои дипломы по ткачеству. В такую деятельность могут быть вовлечены абсолютно все – даже люди с техническим образованием. Например, мне постоянно помогает мой сын, он по специальности – физик, очень, как говорят «рукастый», не раз помогал чинить и реконструировать ткацкие станки.
Как Вы пришли к тому, чтобы заниматься ткачеством?
— Мое детство прошло в военные годы, а послевоенное время, как мы знаем, было скудным, голодным, ничего не было, я помню, как вместе с бабушкой мы готовили «дранку» – резали на тонкие полоски старую одежду, уже ненужные тряпки, сшивали их, сучили на веретене и сматывали в клубочки. Так как в доме у нас ткацкого станка не было, мы относили эти клубочки к соседке, и через какое-то время бабушка приносила готовый половичок, и дом преображался. Воспоминание, как первый половичок оказался в пустой комнате на полу, я держу в памяти всю жизнь. Сама за станком я не сидела, у меня тогда не было возможности научиться этому ремеслу, но детские воспоминания остались, а детская память, как говорят, очень цепкая. Эти воспоминания заставили меня задуматься о необходимости возродить старинное ремесло. Ведь к 2000 году ткачество в Иркутской области относилось к разряду утраченных ремёсел, поэтому это была не идея, а необходимость.
На Вашем счету 23 общественно значимых проекта, которые получили поддержку от Администрации и были успешно реализованы. Какие из них несут самую большую ценность лично для Вас?
— Конечно, самым значимым моим проектом является «Возрождение и развитие традиционного качества» в Иркутской области, им я занимаюсь с 2003 года. Также уже 5 лет «Оникс» организует и проводит «Хоровод ремесел на земле Иркутской» – тоже очень яркий, значимый проект, в котором участвуют мастера со всей страны и даже зарубежья. Сейчас я продолжаю заниматься ткачеством, являюсь мастером и наставником мастерской «Узорное ткачество на кроснах». Также мы проводим ярмарки для ветеранов «Оникса». Из-за того, что сейчас нет возможности проводить массовые мероприятия, многие из них мы переносим в онлайн, благо технологии позволяют.
–В заключение мне хотелось бы поблагодарить Правительство Иркутской области и администрацию города Иркутска за помощь и содействие, всех наших талантливейших мастеров и тех, кто помогал нашей деятельности. Огромное вам спасибо, ведь очень важно сохранить творчество народа, и мы бы не смогли это сделать без вас!
«Этнополис» поздравляет Галину Яковлевну с юбилеем и 30-летием «Союза мастеров народного искусства «Оникс», желает долгих лет жизни, такого же крепкого здоровья, успехов в дальнейших начинаниях, процветания организации и реализации еще больших проектов! Спасибо за Вашу плодотворную работу, благодарим за интереснейший разговор и также желаем, чтобы ручной труд никогда не утратил своего значения!

Made on
Tilda