Этнополис
Новость

Коса цивилизаций

Под таким оригинальным заголовком мы хотим рассказать вам об одном месте в российской столице, трижды кардинально сменившем своё лицо за XX век. Находившиеся здесь постройки были знаковыми для нашей страны при любой политической конъюнктуре, и сегодня здесь, на одной из центральных улиц Москвы, размещается Патриаршее подворье и кенотаф воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном. Как вы уже могли догадаться, речь идёт о Храме Христа Спасителя на стариной улице Волхонке. Это величественное здание, выполненное в русско-византийском стиле, пережило за свою историю два рождения, но место, на котором оно построено, успело повидать и более величественные сооружения.
Но обо всём по порядку. После разгрома Наполеона в России наметился всплеск национального самосознания. Столь великая победа потребовала монументального отражения — так родилась идея построить храм силе русского оружия, которой покровительствовали высшие силы. Один из инициаторов проекта — генерал Пётр Кикин, хотел возродить традицию обетных храмов, увековечивающих военные победы и память о павших воинах. Изначально храм должен был располагаться на Воробьёвых горах, архитектор Карл Витберг собирался вложить в него не только православные, но и масонские смыслы — он хотел создать новый Соломонов храм.

Однако, уже при Николае I строительство, на котором трудилось 10 тысяч одних только крепостных крестьян, решено было перенести на Волхонку — грунт на Воробьёвых горах оказался неподходящим, и строители не могли прорыться через песок к прочным породам, чтобы исключить просадку под будущим храмом. Комиссия по строительству была распущена — ряд её членов обвинили в растратах. В 1831 году Николай I назначил архитектором Константина Тона. Император также выбрал новое место на Волхонке, которая в то время носила название Чертолье; находившиеся там постройки были снесены, в том числе и Алексеевский женский монастырь — памятник XVII века. В народе сохранилось предание, что игуменья, недовольная сносом исторических построек и переносом Алексеевской обители, прокляла строителей и предрекла: «Сему месту быть пусту».

Торжественное освещение храма состоялось в 1883 году, и он стал одним из центров духовной жизни царской России. Однако, его возведение было критически воспринято некоторыми современниками. Так, художник Василий Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра».
Всё изменилось в 1918 году, когда Советская власть прекратила финансирование религии. Вскоре храм перешёл к представителям обновленческого течения православия, а в 1931 году здание было взорвано — здесь планировалось возвести колоссальный памятник победе социализма — Дворец Советов, самое высокое в мире сооружение. Дворец должен был одновременно вмещать до 30 тысяч посетителей, и привлекать внимание на расстоянии до 35 километров. Венчать грандиозную постройку должна была стометровая статуя Ленина. СССР распределил колоссальные мощности для постройки Дворца. Укладка фундамента высотной части, главного входа и основания со стороны Волхонки закончилась к 1939 году. Для строительства дворца была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР. Однако, начало Войны заставило остановить строительство — страна Советов перебрасывала силы на борьбу с врагом. Часть металлоконструкций Дворца была разобрана и использована при строительстве мостов и противотанковых заграждений.
После Войны все силы огромного государства были брошены на восстановление экономики и возведение менее колоссальных и более функциональных объектов, и к идее продолжения строительства вернулись только во второй половине 1950-х годов. Однако, ни конкурсы, ни работа специального управления по постройке Дворца не увенчались успехом — от сталинского ампира советская архитектура уже ушла, и комиссии и жюри не могли выбрать из многочисленных проектов единственного, целиком удовлетворяющего запросы времени. Выход из ситуации можно назвать по своему гениальным: в 1960 году здесь появился другой «самый-самый» проект — крупнейший в мире открытый бассейн «Москва». Он был создан на фундаменте Дворца, а единственным сохранившимся памятником последнего сегодня является Кремлёвская автозаправка на Волхонке — одна из старейших АЗС Москвы, которая ещё работает и обслуживает правительственные автомобили. Сам же басейн производил неизгладимое впечатление на гостей столицы и иностранцев: зимой он подогревался, и над водой поднимался большой столп пара. Перед подачей воду пропускали через фильтры и хлорировали. В учреждении функционировала специальная лаборатория, регулярно проверявшая качество воды. Проверки также проводила санэпидемстанция, а за купающимися с вышек наблюдали спасатели.
Бассейн разделялся на участки для свободного плавания и тренировок. Здесь действовали группы лечебного и оздоровительного плавания для детей и взрослых, группы по синхронному плаванию и водному поло. Для тренировок был оборудован спортивный сектор с отдельным входом. Чаша для спортивного плавания была разделена на восемь дорожек, а в центре установили 10-метровую вышку для ныряния с возможностью прыгать с разной высоты. Комплекс также имел баню с сауной. Проект предусматривал озеленение и благоустройство прилегающей к нему территории. Водный резервуар был окружён пляжем шириной 11 метров с насыпью из морского гравия. Здесь были расположены пять детских мелких бассейнов, стояли скамейки и росли деревья. Рядом с пляжем находились павильоны с кассами, гардеробом, буфетом, которые могли вместить две тысячи человек одновременно. За первые 10 лет бассейн посетили более 24 миллионов человек.
Однако, время не стоит на месте, и на волне перестроечных настроений часть столичной общественности решила вернуться к идее восстановления Храма Христа Спасителя. Эта идея нашла воплощение уже в 90-х, когда на содержание бассейна банально не хватало средств. Однако, нашлись средства на восстановление храма. Разрушение бассейна тогда вызвало широкий общественный резонанс. Тем не менее, новый храм Христа Спасителя был воссоздан к 1999 году как условная внешняя копия своего исторического предшественника, его достраивал Зураб Церетели, внёсший в конечный вид постройки некоторые свои наработки. В ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная Рождественская литургия. 19 августа того же года состоялось освящение храма. На следующий день здесь состоялась канонизация семьи Романовых.
Сегодня Храм Христа Спасителя вновь является одним из центров духовной жизни нашей страны. Здесь прощаются с деятелями культуры и политики, здесь же в 2004 году было заключено соглашение о взаимоотношениях РПЦ и Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). Наиболее громкий резонанс в последние годы вызвал «панк-молебен» в храме панк-рок-группы Pussy Riot. Вместе с тем, коса цивилизаций работает безжалостно и не знает сентиментальности, а история нашей страны знает множество перипетий, и, кто знает, какие требования время выдвинет к Чертолью в дальнейшем.
Made on
Tilda