Этнополис
Новость

Гербер

Гербер - это праздник завершения посевных работ, возможность обратиться к богу, поблагодарив за удачно проведенные земледельческие работы и попросить хорошего урожая.
Зародился этот праздник в далекие языческие времена, когда удмурты, вотяки и другие окрестные народности поклонялись различным богам. Кроме Инмара и Кылдысина, хозяина земли, воды, леса, было много других богов. И всем нужно было поклоняться, чтить и уважать.

В разных районах Удмуртии праздник Гербер называли по-разному: Гырон быдтон, Гужем юон, Куарсур. Действо тоже отличалось, но не на много, основа везде оставалась, курыськон - молитва с просьбой о богатом урожае, после всех посевных работ. У южных удмуртов праздник так и называется "Гырон быдтон" - окончание пахоты.

Гербер переводится как геры - плуг, бер - после, то есть после плуга, пахоты, после окончания посевных, полевых работ. У земледельца в этот период, после посевной, перед сенокосом появлялась небольшая передышка. Языческие моления посвящались радости и предвкушению большого урожая, народ шел с молитвой и поклоном о хорошем урожае, пожертвованиями к богам.
Определенного дня празднования не было, кто-то приурочивал праздник с выходом на сенокос, а кто-то просто окончание пахоты (гырон быдтон). У удмуртов праздник Гербер начинался с коллективной молитвы о хорошем урожае. Совершали ритуальные жертвоприношения, закалывали бычка, теленка или барана (от состояния общины, поселения) и после обрядового захоронения головы и копыт варили кашу с мясом, сваренную из зерна всех видов: ячменя и овса, пшена и гречки.
Каждая семья приносила свои выпечку и приготовленные угощения, водку-кумышку или праздничный сур (пиво). Где-то накрывали общий стол, а где расходились по своим столам, но кумышкой и пивом ходили и угощая всех. Девушки надевали свои самые красивые наряды, а парни устраивали состязания, желая сыскать их расположение, присматривая себе невест. После сытной трапезы веселились, играли, плясали, водили хороводы, пели до самого вечера.
Шли годы, и постепенно празднование Гербера стали связывать с христианскими праздниками, а затем и Советскими, где чествуют сельских тружеников, победителей и передовиков, награждение лучших хлеборобов. Это уникальная возможность увидеть в одном месте жителей с разных мест и национальное искусство и ремесла одного из наиболее крупных финно-угорских народов.

По-прежнему в котлах варится каша, и народ веселится и гуляет. Кое-где еще проводят обряды с молитвой и обрядовыми подношениями богам, но все это делается чисто символически, больше для публики. С 1992 года праздник стал общереспубликанским и празднуется каждый год.

На Республиканском Удмуртском национальном празднике Гербер разворачиваются целые городки торговых палаток и ремесленников со всей Республики. Здесь можно не только приобрести продукцию народных промыслов, но и попробовать самому что-нибудь изготовить.
У гостей праздника есть возможность познакомиться со старинными удмуртскими традициями, попробовать блюда национальной кухни: перепечи, табани,горячую кашу, принять участие в мастер-классах по удмуртским танцам и национальным играм.

На большой сцене проходят главные торжества – театрализованное представление и выступление официальных лиц, гостей и артистов. На Республиканский Гербер приезжают первые лица Республики и гости со всей России и зарубежья.
Удмуртский народ добрый и очень гостеприимный, к ним в гости охотно приезжают татары и марийцы, русские и башкиры, соседи-пермяки. Разнообразием национальных костюмов расцвечен весь огромный луг, вся территория празднования. Кто хоть раз побывал на Гербере и прикоснулся, ощутил, попробовал красоту и национальный вкус праздника. Тот никогда не забудет, как умеет веселиться Удмуртский народ, какие мелодичные складывает песни.

Помимо этого стоит сказать, что с 2015 г. Гербер отмечается и в Москве.
Made on
Tilda