Этнополис
Новость

Никола Большой Крест: богатство духовное, богатство земное

Церковь Николы «Большой крест» на Ильинке, может быть, являлась самым ярким памятником московского посада – гимном русскому купечеству. Огромная высота храма объяснялась не только демонстрацией амбиций храмоздателей, богатейших архангельских купцов Филатьевых, явившихся в Москву в конце XVII века, но и функциональными соображениями – его подклет(цокольный этаж православного храма) служил складом товаров. Храм над подклетом в данном случае символизирует покровительство храмоздателю и защиту его сокровищ.
По упоминанию в Степенной книге XVI века древнейший храм на этом месте датируется не позже 1530-х гг. – еще до сооружения Китайгородской стены. В 1680 г. купцы Филатьевы построили на старом месте новую каменную церковь, посвященную Успению Пресвятой Богородицы, затмившую своей красотой и величием все московские храмы. В 1697 г. возвели придел в стиле «московское барокко» – восьмерик на четверике (тип архитектурной композиции, где верхняя восьмиугольная часть сооружения стоит на его нижней четырехугольной части). Храм, как это часто бывало, именовался по приделу (пристройка, где находится дополнительный алтарь) – Никольским. Название «Большой крест» или «что у крестного целования» связано с воздвижением заказчиками храма обетного саженного креста с 156 частицами мощей (останки святых). Крестным целованием здесь приводили к присяге тех, кто участвовал в тяжбах в кремлевских царских приказах.
Храм считается одним из первых примеров переработки архитектурного типа приходского храма, сложившегося в середине XVII века. Он представляет собой высокий, вытянутый четверик на подклете, расчленённом на четыре яруса по горизонтали. Архитектурным новшеством стало отделение колокольни (которая в 1819 году была надстроена двумя ярусами) от четверика, отсутствие трапезной (обычно служившей для соединения четверика и колокольни), уменьшение размера апсид(алтарный выступ, ориентированный на восток) и придела. Как в Архангельском соборе, в членениях фасадов использовалась ордерная декорация (колонны или пилястры охватывают 2 или более этажа), не отражающая настоящей структуры здания — храм не имел этажей, внутреннее пространство было цельным. Во внешнем оформлении присутствовало смешение различных стилей — в колонках первого яруса использован дорический ордер, на втором ярусе — коринфский, а в третьем пилястры сложной формы, однако благодаря удачно подобранному соотношению размеров и форм целостность постройки не была нарушена. Окна, расположенные соответственно членению по ярусам, различались размером, формой и оформлением. Так, на нижних ярусах окна имели прямоугольную форму и были обрамлены резными наличниками с разорванными фронтонами. На третьем, невысоком, ярусе располагались восьмигранные окна, оформленные белокаменными узорными рамами. Завершался четверик ложными закомарами. Пять глав храма являлись многогранными, имели витые колонны на углах и были окружены кокошниками.
Храм был закрыт советской властью в 1931 г. Разрушили это чудо русской архитектуры под предлогом, что церковь своим крыльцом выходит далеко на тротуар и мешает движению. Сначала в августе 1933 г. сломали крыльцо, а потом принялись и за саму церковь, и через некоторое время на ее месте была лишь безобразная груда кирпича.
Два года назад во время проведения благоустройства улицы Ильинки московские археологи нашли фундамент церкви Николая Чудотворца или более известного в народе как Никола "Большой Крест". Находку обнаружили в районе дома 21. В этом месте появилась музеефикация, которая обозначает конуры церкви.

- «Фундамент церкви Николы "Большой Крест" сохранился на глубине более полуметра, поэтому решено их законсервировать, только обозначив местоположение храма сигнациями. Это вид музеефикации, при котором специальным камнем обозначается контур фундаментов храма. Данное решение наиболее оптимально, поскольку для создания сигнаций не придется менять ландшафт, а также проводить дополнительные масштабные разрытия, которые могут негативно повлиять на ближайшие здания.», - рассказал глааный археолог Москвы Леонид Кондрашев.
Музеефикация еще одного памятника - важный шаг в сохранении наследия нашей страны. Музеефикация происходит с целью максимального сохранения и выявления историко-культурной, научной, художественной ценности памятников. При этом происходит повторная аккультурация исторических объектов – они включаются в современную историю, т.е. не остаются в забытом прошлом, а продолжают существовать в настоящем.

На видео по данной ссылке https://youtu.be/ERi3cMNtddk можно наблюдать визуальную реконструкцию храма.
Made on
Tilda