Этнополис
Новость

Цвета праздника

Говорят, душу народа можно узнать через его искусства и промыслы. Душа русского народа сполна отразилась в городецкой росписи.
Городецкая роспись является одним из наиболее известных народных художественных промыслов России наряду с гжелью, хохломой и жестовской росписью. Ее можно узнать по яркой цветовой гамме и свободным округлым мазкам. Наносится роспись обычно на изделия из дерева: посуду, шкатулки и другую домашнюю утварь.

Появилась городецкая роспись в Поволжье близ местечка Городец, включающего в себя несколько деревень и сел. Изначально городецкий узор существенно отличался от того, каким мы представляем его сейчас: вместо росписи применялась аппликация из разных пород дерева. Таким образом украшались прялки. Со временем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.

Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения. Постепенно яркие рисунки с прялок стали перемещаться на сундуки, шкатулки, мебель, игрушки и даже сани.
Основными сюжетами в городецкой росписи считаются цветочные орнаменты, к которым нередко добавляются изображения животных – обычно птиц и лошадей. Также нередко можно встретить сюжетные панно, изображающие людей, дома и города. Такие композиции помещались на крупные поверхности мебели. Как правило, сюжетные росписи были посвящены праздникам и гуляниям. Герои картин пьют чай у нарядных самоваров, катаются на санях по заснеженным улицам и празднуют свадьбы. В городецкой росписи преобладают такие цвета, как синий, красный, белый, розовый и зеленый. Яркие цветовые сочетания делают предметы городецкой росписи нарядными, броскими., праздничными.

Недолгий расцвет городецкой росписи пришелся на 70-90 гг. XIX в. и совпал с бывшим тогда в моде стилем а-ля рус. Городецкими мотивами интересовались не только славянофильски настроенные русские дворяне, но и европейские ценители народных искусств. В ХХ в. интерес к ремеслу начал угасать, однако ненадолго: в 1935 г. художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал обучать молодых мастеров городецкой росписи. Уже через два года работы его учеников были отправлены на выставку народного творчества в Третьяковскую галерею. А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы.
Made on
Tilda