Этнополис
Новость

Мрачные легенды Московского царства

В истории России XVI и XVII века считаются темным временем, окутанным мраком. Они запомнились политическими потрясениями, войнами и голодом. Всесторонний кризис сказался и на духовной жизни народа. Сегодня речь пойдет о таком малоизвестном и легендарном явлении в российской религиозной жизни, как адописные иконы.

Адописные или черные иконы представляют собой особый вид икон, имеющих два слоя. По приданию, на первом слое изображались картины ада, бесы и другие чудовища преисподней. Затем изображение грунтовалось и на него наносились каноничные лики святых. Первое упоминание об адописных иконах встречается в апокрифическом житие Василия Блаженного, относящегося к концу XVI в. По легенде, дьявол подкупил иконописца, и тот создал черную икону, которую затем ничего не подозревающие посадские люди выставили на врата Китай-города. Но Василий Блаженный, благодаря своей искренней вере, сумел распознать истинное значение иконы. Разбив ее, горожане увидели скрытое изображение дьявола.
На Руси адописные иконы считали разновидностью черной магии. Люди боялись, что случайно помолившись такой иконе можно совершить страшный грех и даже пообещать дьяволу свою душу. Существовало множество суеверий и народных способов распознать, настоящая перед верующим икона или черная. Считалось, что возле такой иконы трещат и гаснут свечи. По другому поверью, молящийся сразу мог почувствовать неправильную икону–перед ней человека покидали силы, начинала болеть голова, ухудшалось самочувствие и моральное состояние. Считалось, что черные иконы передаются из поколения в поколение в семьях колдунов. Поверья о дьявольском промысле просуществовали в народе вплоть до конца XIX в.
Точного объяснения происхождения антиикон у исследователей нет. Журналисты Московских ведомостей в XIX в. винили во всем староверов и сектантов, пытавшихся таким образом очернить нововведения в иконописи времен реформы патриарха Никона. Более поздние случаи встреч с черными иконами описаны даже в произведениях знаменитых русских писателей. Н. Лесков в одном из своих рассказов описал случай попытки продажи черной иконы под видом обычной на базаре. Еще один рассказ об адописных иконах можно встретить у М. Горького. Автор вспоминает, как в отрочестве учился на иконописца. В среде юных художников подрисовать святому рожки считалось видом озорства вдвойне веселого благодаря своей аморальности.
До наших дней не сохранилось ни одного факта, доказывающего существование черных икон, поэтому с большой долей вероятности их можно считать просто мрачной городской легендой.
Made on
Tilda