Этнополис
Новость

Миры Фёдорова

На днях исполнилось192 года со дня рождения Николая Фёдорова - русского мыслителя, предвосхитившего появление эволюционизма и отечественного космизма в частности. Про таких людей говорят "он родился слишком рано": Фёдорова называли "московским Сократом", он мечтал о вечной жизни и теоретически обосновывал необходимость воскрешения людей.

Николай Фёдорович был внебрачным сыном князя Гагарина, в связи с чем получил фамилию крёстного отца. Символично, что домашние всегда называли родоначальника русского космизма именно Николаем Гагариным. Однако, князь не отказывался от сына: он участвовал в воспитании будущего учёного и платил за его обучение в Ришельском лицее в Одессе, который Николай не окончил как раз из-за смерти отца.
После этого несостоявшийся князь отучился на учителя и занимался преподавательской деятельностью в крупных городах Центральной России. Он был чужд богатству и жил аскетично: Николай Фёдорович всегда считал, что оставить после себя знание - более важная задача, чем оставить материальные блага. Однако, зачастую судьба проверяет на прочность и тех, кто не имеет склонности к накопительству: так, Фёдоров три недели находился под следствием по делу народовольца Каракозова, однако в конце концов был освобождён. В это Фёдорову вылилось знакомство с Петерсоном, знакомым Каракозова и яснополянским учителем Толстова.
В дальнейшем Фёдоров работал библиотекарем - упорядочивание и сохранение накопленных знаний он считал неизменной составляющей прогресса. Первая общедоступная Чертковская библиотека в Москве, библиотека крупного хранилища исторических и этнографических артефактов Румянцевского музей, архив Министерства иностранных дел Российской империи - здесь Фёдоров нашёл покой и, окружив себя знаниями предков, принялся за синтез новых.
Выдающиеся современники отмечали чудаковатость Фёдорова: от прибавки к жалованью он отказывался, но помогал беднякам и способным студентам, не пользовался услугами извозчиков и отказывался фотографироваться и позировать для портретов. Особый интерес вызывает последняя деталь: считающий необходимым оставить после себя знания потомкам Фёдоров противился тому, чтобы потомки хорошо запомнили его самого, настолько самозабвенен был труд учёного. Не менее самозабвенной была и его смерть: Фёдоров скончался в ночлежке для бедных от воспаления лёгких в 1903 году.

Неизгладимое впечатление Фёдоров произвёл на молодого Циолковского. Достоевский считал его мысли - своими, а историк Соловьёв называл Фёдорова своим духовным учителем. Толстой гордился, что жил в одно время с таким человеком, однако, в окончании их отношения с Фёдоровым испортились: последний обвинял Льва Николаевича в непатриотизме и не понимал его антиклерикальных воззрений.
Фёдоров первым предложил отказаться от средневековых миропредставлений, которые были разрушены Коперником. Он считал,что перед человечеством стоит сверхмиссия: преодолеть смерть согласно учению Христа о грядущем телесном воскрешении. И только объединив свои творческие и научные усилия, человечеством сможет создать настоящее воскрешение всех ранее ушедших. Воскрешение по Фёдорову - не мифическая награда, а конкретный научно-практический результат коллективного труда.
Следы работы Фёдорова до сих пор хранят в себе библиотечное дело и образование. Николай Фёдорович выступал за превращение библиотек в храмы знаний: он пропагандировал международный книгообмен, использование в библиотеках книг из частных коллекций, организацию при библиотеках выставочных отделов и критиковал авторское право. Разработанная Фёдоровым система музейно-библиотечного образования стала основой педагогических программ Международного общества «Экополис и культура».
Сегодня Фёдорова считают первым трансгуманистом, идеологом "третьего тысячелетия", который из XIX века призывал человечество взять своё развитие в собственные руки, достигнуть бессмертия и в зародыше гасить такие бедствия, как стихийные или техногенные катастрофы, пандемии, войны и так далее. Мир Фёдорова - мир торжествующего разума, увлекал за собой Вернадского, который затем разовьёт идеи Фёдорова в свою концепцию ноосферы, Флоренского как одного из основателей евразийства, Бердяева, одного из крупнейших мировых философов... Фёдоровым вдохновлялись Циолковский и Королёв, так как именно он первым указал истинный путь человечества - к звёздам.
Сегодня интерес к персоне Николая Фёдорова вновь возрастает: с позднесоветских годов идеи отца русского космизма кочуют кочуют по жанру фантастики так же, как когда-то будоражили умы читателей со страниц произведений Маяковского, Платонова, Горького. В наши дни в городе Боровске Калужской области, где когда-то работал Фёдоров, действует его музей, а в Москве - музей-библиотека.

В свете последних событий необходимо отметить, что актуальности идеям Фёдорова добавила и пандемия коронавируса: болезнь, ворвавшаяся в нашу жизнь на крыльях летучих мышей, показала, как уязвимо человечество перед подобными угрозами. Однако, уже сейчас понятно, что никаких стратегических выводов в масштабах человечества в среднесрочной перспективе нет и не будет - всё-таки, остаётся только гадать, сколько ещё противоречий мы должны преодолеть, сколько бед пережить, прежде чем поймём, что чудаковатый русский мыслитель Фёдоров был прав.
Made on
Tilda