Этнополис
Новость

Золотые узоры татарских мастеров

Вышивка золотом является довольно распространенным видом народного творчества и занимает видное место в культуре многих народов мира. Расшитые золотыми и серебряными нитями вещи были символом величия и богатства в Византии, на Руси и в странах Европы, но пришло это искусство к нам от народов Азии, где зародилось много веков назад. Сегодня речь пойдет о татарском золотном шитье.
Золотошвейное искусство поволжских татар имеет древние корни. Классические приемы шитья золотом были известны татарам уже со времен Волжской Булгарии. Чаще всего золотом расшивались ковры и покрывала, а также праздничная одежда, сумки, головные уборы и обувь. В узорах преобладали цветочные орнаменты. В качестве фона для вышивки популярны были голубые, синие, фисташковые, зеленые, золотисто-желтые, бежевые, фиолетовые и реже – малиновые, красные ткани. Богато вышитые покрывала часто были связаны со свадебными обрядами и дарились невестой жениху, украшая затем постель новобрачных.

Из всех видов вышивки золотное шитье является самым трудоемким и дорогостоящим. Для этого вида шитья использовали специальные нити из золота и серебра. Чтобы сделать такую нить, металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шелковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими, поэтому позднее золотые нити были заменены на более дешевые – позолоченные. По этой причине декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым.
Первые сведения о вышивке обуви и головных уборов у волжских татар имеются в трудах исследователей и заметках путешественников XVIII века. Уже в первой половине XIX века в Казани существовали швейные мануфактуры, специализирующиеся на вышивке. В конце XIX века татарская вышивка золотом оформилась как профессиональный промысел по производству золотошвейных головных уборов и бархатной обуви. К концу XIX века вышиванием обуви и головных уборов в Новой и Старо-татарской, Кизической, Адмиралтейской, Игумновой, Суконной слободах занимались около двух тысяч человек, а в Казанском уезде – свыше десяти тысяч.
В советское время с изменением курса развития культуры, роскошные национальные костюмы татарского народа стали терять свою популярность. Вещи расшитые золотом стали ассоциироваться с буржуазными пережитками прошлых веков и уходить из обихода. К концу 1920-х годов художественный

уровень изделий золотошвейных мастерских стал падать, а вскоре промысел совершенно угас на долгие годы. Золотношвейное искусство было возрождено только в 90-х годах вместе с подъемом национальных культур народов России. Сейчас золотое шитье является одним из символов татарской культуры.

Автор – Маргарита Нековаль
Made on
Tilda