Этнополис
Новость

Огненное письмо финифти

На Руси финифть ценилась едва ли не наравне с золотом и серебром, применялась в украшении церковной утвари и церемониальных одежд священников, а среди простого люда считалась драгоценной. Сегодня поговорим об особенностях этого древнего ремесла.
Такой поразительно красивый промысел, как финифть берет свое начало на Востоке – на Русь он пришел из Византии вместе с принятием христианства. Византийские корни плотно связали искусство финифти с церковью. Сложными и красочными пластинками из финифти украшались иконы, оклады книг и другая церковная утварь. И по сей день церковь является главным заказчиком таких изделий.
Изготовление финифти – чрезвычайно трудоемкий процесс. По сути финифть является разновидностью эмали, но более сложной и представляет большую художественную ценность. Пластина для основы вырезалась из листа металла. Использовали медь, бронзу, латунь, а иногда серебро и золото. Затем пластине придавали нужную форму, добиваясь идеально ровной поверхности, чтобы «навести белизну» - нанести на металл слой размолотого стеклянного порошка. Далее заготовку отправляли в печь. На выходе получалась гладкая поверхность белого цвета. Обратную сторону тоже покрывали стеклянным составом, чтобы при обжигах пластина не деформировалась. В таком виде заготовка попадала к художнику. На выпуклой стеклянной части огнеупорными красками он изображал миниатюры и орнаменты. Техника была схожа с росписью фарфора: художник работал небольшой кистью и мазок за мазком наносил рисунок. Мастер намечал общий план изображения, отправлял изделие в печь, охлаждал, а затем выписывал тонкие детали и добавлял новые цвета. Каждый слой краски закаляли при температуре около 700–800 градусов. Именно поэтому в народе финифть прозвали «огненным письмом». Обычно художники ограничивались тремя обжигами, но некоторые сюжеты требовали до пяти подходов. Краски в печи плавились, получалась блестящая глянцевая поверхность, которая не нуждалась в дополнительном закреплении.
Хотя финифть пришла на Русь еще в Х веке, расцвет искусства пришелся на рубеж XVI–XVII веков. Тогда сложились два основных центра развития ремесла – Вологда и Ростов. Финифтью украшалась домашняя утварь: шкатулки и посуда. Традиционно вставки финифти обрамлялись тончайшей серебряной сканью, которая иногда украшалась прозрачной витражной эмалью. Помимо религиозных сюжетов, на изделиях из финифти изображались миниатюры из художественных произведений, цветочные композиции, райские птицы и орнаменты. Главным мотивом вологодской финифти стал узор «тюльпан». В мифологических сюжетах встречались персонажи славянского фольклора и северных сказаний: птица Сирин, лебеди, олени и львы.
В ХХI веке финифть вовсе не канула в лету. До сих пор шкатулка или панно, украшенное цветочными узорами, может стать желанным подарком. Также финифть широко применяется в ювелирном деле. Необычные украшения пользуются популярностью и производятся известными брендами.

Маргарита Нековаль
Made on
Tilda