Этнополис
Новость

Исчезающие народы России. Энцы

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа.
Энцы — один из малочисленных народов Севера. Раньше их официально называли енисейскими самоедами. Далекие предки энцев жили на Средней Оби. Первое упоминание о народности относится к XV веку. Позже энцы расселились в низовьях Енисея. По территории проживания, языку и культуре они подразделялись на две этнические группы. Тундровые энцы (хантайские самоеды) жили на самом севере сельского поселения Караул. К ним относится основная часть энцев с самоназванием «сомату». Духовная и материальная культура тундровых энцев почти не отличается от нганасанской. Лесные энцы (карасинские самоеды) проживали в поселках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Потапово, Усть-Авам, Воронцово). В этой группе сконцентрирована основная часть энцев с самоназванием «пэбай». На формирование образа жизни и традиций энцев сильно повлияли проживающие по соседству ненцы.
С начала XX века энецкие группы были ассимилированы нганасанами и ненцами, но малочисленная народность - 227 человек, сумела противостоять полному поглощению и слиянию, сохранив свою культуру, язык и обычаи.
Официально энцы считаются православными, но из-за удаленности и труднодоступности мест проживания энцев, миссионерам не удалось полноценно обратить язычников в православие. В христианство были обращены официально только лесные энцы, а большинство по-прежнему поклоняются явлениям природы, почитают местных духов-хозяев. Их изображения помещаются в особых местах в лесу, на сопках. В жертву духам приносят оленье мясо, деньги и кусочки сукна.
Традиционная одежда у тундровых и лесных энцев была разной. У пэбай большее распространение получила ненецкая одежда, частично трансформированная в соответствии с этнической традицией. Мужской наряд состоял из двух частей верхней одежды. К лобной части капюшона сокуя (верхней одежды) пришивали султан (хохолок) из оленьей шкуры или хвоста. Специфической особенностью костюма было отсутствие наружных поясов, а также цилиндрическая обувь без подъема, аналогов которой у других народов Севера нет. В обиходе энцев присутствовала и специальная танцевальная (погребальная) одежда. Такой наряд впервые шили в возрасте 7 лет и несколько раз в течение жизни перешивали. Неординарным в изготовлении этого убранства было использование в качестве летней одежды старой зимней.
При рождении ребенку давали имя-прозвище, связанное с его внешностью либо с обстоятельствами рождения. При достижении совершеннолетия прозвище сменялось на имя кого-то из близкой родни.

В наши дни энецкий язык по большей части используется лишь в быту преимущественно старшим поколением. Носителей осталось не более 15 человек.

С 2012 года управление образования Таймыра реализует проект «Языковое гнездо». В Потаповской СОШ №12 открылась группа по изучению энецкого языка, в которой обучаются дети-энцы, родители которых не говорят на родном языке. Занятия проходят пять дней в неделю по 10-часов с полным погружением в языковую среду. Это позволит учащимся овладеть энецким языком на разговорном уровне. В будущем предполагается увеличить число носителей языка, что будет способствовать сохранению культуры и традиций лесных энцев.
Сегодня энцы живут в Красноярском крае. Большинство молодежи работает в учреждениях поселка. Небольшая часть занимается традиционной охотой и оленеводством. Среди современных тундровых жителей энецко-ненецкие семьи составляют около 50%. У лесных энцев смешанных семей свыше 70%.
Made on
Tilda