Этнополис
Новость

Нетающие снежные узоры вологодского кружева

Само слово «кружево» напоминает кружащиеся в морозном танце снежинки и отсылает нас к метелям сурового русского севера. В этот жаркий летний день мы предлагаем вам немного охладиться и поговорить о знаменитом вологодском кружеве.
Прославившее на весь мир вологодских рукодельниц мастерство кружевоплетения возникло вовсе не в России, а в Европе. В XVI веке по Северному морскому пути ремесло попало в Вологду и довольно быстро там прижилось. Кружевоплетение получило распространение среди крепостных мастериц. Самым популярным материалом для изготовления кружевных нитей стал легкодоступный лен. Позднее стали использоваться более тонкие хлопковые нити. Для нарядного и праздничного кружева в ажурные ленты вплетались нити золотистого либо серебристого цвета. Во всех помещичьих усадьбах губернии стали появляться собственные маленькие мастерские. Популярность кружева росла быстро. Очень скоро изделия вологодских мастериц стали увозиться на продажу в Москву и Петербург. К середине XVIII столетия Вологодская губерния стала кружевной столицей России – здесь проживала треть всех кружевниц страны.
Вначале русское кружево плелось в подражание европейским образцам, которые предпочитали владельцы поместий, но постепенно у вологодских мастериц начали вырабатываться собственные мотивы кружевного полотна. Появилась особая техника, которая за счет получаемого выразительного и фактурного рисунка, похожего на морозные узоры на окнах, стала известна на весь мир. Отличительная особенность вологодского кружева – это наличие плетеного фона и ленточного рисунка. Последний смотрится как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве.

Кружевоплетение – очень долгий и сложный процесс. Иногда мастерицы были вынуждены проводить за работой до 16 часов в сутки чтобы успеть выполнить заказ. Для изготовления вологодского кружева используются специальные приспособления, на которые наматываются нити – коклюшки. Число деревянных инструментов может достигать 60 и даже 100 единиц и зависит от сложности узора. Сам узор при этом мастерица придумывает заранее. Рабочий рисунок в натуральную величину крепится к вращающемуся куфтырю. На набитый тканевый барабан накалываются иголки и уже после мастерицы приступают к плетению.
Вначале XIX века на территории все того же Вологодского уезда была основана фабрика по плетению кружева. Активно занимались данным видом промысла и на дому. К середине столетия число мастериц, плетущих вологодское кружево, составило порядка 40 тысяч человек. Расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Кружевоплетение оказалось недорогим ремеслом. Валик, коклюшки и станок стоили дореволюционные 1 рубль 50 копеек. Как и весь рабочий люд в то время, кружевницы зарабатывали ужасно мало – до 20 рублей в год, при этом проводя за коклюшками дни и ночи.
Мировое признание пришло к рукоделию в 1937 году. Тогда Вологодский кружевной союз в Париже получил Гран-при за новизну и художественное исполнение. По сей день кружевное мастерство живет и продолжает оставаться популярным. Кружево используется в отделке широкого спектра одежды и декоративных изделий.

Маргарита Нековаль
Made on
Tilda