Этнополис
Новость

Красно-белые узоры заонежской вышивки

Изделия, украшенные заонежской вышивкой – по-северному строгие, но при этом нарядные, трудно спутать с другими. Красные узоры на белом фоне или же наоборот белые на красном отсылают нас к таинственным просторам Карелии. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с историей этого необычного ремесла.

Центром заонежской вышивки считается карельская деревня Хашезеро. Здесь промысел получил свое распространение и по настоящий день является визитной карточкой этих мест. Но родиной вышивки специалисты считают Великий Новгород, откуда она пришла в Карелию во времена заселения Заонежского полуострова.
Как и во всех уголках нашей необъятной страны, в Карелии вышивка являлась традиционным женским ремеслом. В каждой крестьянской семье девочек учили вышивать с раннего детства, чтобы к моменту замужества они могли подготовить себе приданое. Традиционно заонежские мастерицы вышивали льняными нитями — красными, белыми или суровыми – то есть необработанными. Со второй половины XIX века стали доступны привозные хлопчатобумажные нити. Красители для нитей мастерицы заготавливали сами. Настой из ольховой коры давал красно-коричневый цвет — неяркий и не очень стойкий. С середины XIX века стали покупать искусственные анилиновые красители — сочные и более долговечные. Мастерицы владели несколькими видами декоративных швов. Основным материалом для ткани в Заонежье использовали отбеленный или серый домотканый льняной холст, а также кумач — хлопчатобумажную ткань красного цвета. Лён для себя выращивала почти каждая крестьянская семья. Кумач был покупным, а изделия из него — более редкими и дорогими.
Отдельного рассмотрения заслуживают орнаменты, используемые в заонежской вышивке. Они представляют собой особый язык, в котором заключались верования и традиции карельского народа. В геометрически-стилизованном виде в вышивке использовались растительные, древесные, анималистические и антропоморфные орнаменты. Каждый символ и форма при этом имела собственное значение. Например, дерево символизировало связь поколений и означало историю рода, цветы были призваны привлекать достаток и благополучие в дом, а птицы обычно изображались на вещах невесты и символизировали ее чистоту, спокойствие и достоинство.
Постепенно изначальные смыслы, стоящие за каждым элементом орнамента, были утрачены. Неизменной оставалась только обереговая функция орнамента. Со второй половины XIX — начала XX века вышивальщицы передавали уже своё собственное, а не родовое понимание узора: первоначальный смысл изменился или вовсе стёрся из памяти. Все это затрудняет символическое «прочтение» вышивки.
Заонежскую вышивку можно встретить на одежде и простых бытовых вещах: скатертях, полотенцах. Вышитые вещи использовались во всех свадебных ритуалах и были призваны уберечь молодоженов от несчастий. Вышивкой молодая мать расплачивалась после родов с повитухой; юбка матери шла на полог для колыбели младенца; свадебной скатертью лечили детские болезни, полотенца использовали для опускания гроба («чтоб дорога на тот свет была широкой»). Вышитой одеждой ограждали себя от зла. Располагали орнаменты по краю подола, рукавов, ворота, а также над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов — в местах «входа». Вышивка выступала в роли оберега, считалось, что оранментальный рисунок охранял тело человека.
В наше время традиционная заонежская вышивка существует в различных формах. Ее можно встретить в коллекциях музеев, но в небольших количествах: во время Второй мировой войны во время оккупации Заонежья многое было утрачено или вывезено. Сейчас представление о старинном текстиле дают этнографические реконструкции. Такие можно видеть на сельских и городских праздниках, в костюмах местных фольклорных ансамблей.

Маргарита Нековаль
Made on
Tilda