Этнополис
Новость

Януш Корчак

22 июля 1878 года родился Януш Корчак. Этому человеку суждено было стать одним из жертвенных символов Холокоста.
Будущий врач и педагог появился на свет в ассимилированной польской средой российской Варшаве, в интеллигентской семье. Домашние называли мальчика Генриком на польский манер, но в историю он войдёт под именем Януш. Получив хорошее образование, Генрик с 15 лет подрабатывал репетитором - у отца юноши обнаружили душевную болезнь, и его многолетнее, содержание в желтом доме стоило больших денег.
Молодой человек не упускал ни единой возможности усилить свое образование - это были и подпольные курсы, и поездки в Европу, где Янош изучал работу детских учреждений и посещал лекции за свои деньги. Наверное, уже тогда он не мыслил себя в будущем никем другим, а именно педагогом. Однако, по пути у своему призванию Яношу пришлось "нюхнуть пороху" - в качестве военврача он был на русско-японской войне. В 1911 году ему удалось открыть в Варшаве "Дом сирот" для еврейских детей. Однако, мирное время для человека с врачебной специализацией тогда не могло продлиться долго: с началом первой мировой Корчак был мобилизован в Русскую императорскую армию, а затем в вооружённые силы новообразовавшейся Польши, противостоявшей уже большевикам. Правда, если до воссоздания польского государства Корчак считал себя истинным поляком во всем, кроме веры, то кровавые и массовые еврейские погромы 1918-1919 годов, устроенные польскими националистами, толкнули его в еврейское культурное пространство.
Период "интербеллума" между двумя войнами стал самым успешным в жизни и профессиональной деятельности Корчака: он практиковал новаторские педагогические методы, писал статьи, состоял в сионистских общественных организациях. Многие его воспитанники в дальнейшем будут стоять у истоков основания Израиля. Во второй половине 1930-х Корчак с культурным паломничеством посетил Палестину. Быт кибуцев - еврейских сельских общин-коммун - поразил его, и в дальнейшем отдельные общинные принципы найдут отражение в воспитательной работе Сиротского дома.
Жизнь Корчака радикально изменилась с началом войны: нацисты заняли Польшу. Но бывший офицер Корчак надел польский мундир и стал ходить в нём по улицам, говоря, что горд носить польскую военную форму не смотря ни на что. Эта храбрость будет сопровождать его до самого конца - до газовых камер Треблинки. Дети приюта, некоторые сотрудники и сам Корчак попали в Варшавское гетто. Сам он арестовывался, однако, всегда имел возможность легко покинуть гетто - многочисленные почитатели были готовы помочь ему легально перебраться на "арийскую" сторону. Но, как настоящий педагог, Януш Корчак не предал ни своих воспитанников, ни своего дела: в августе 1942 года приют депортировали в Треблинку, лагерь смерти, где учитель в последний раз отказался покинуть учеников. Эммануэль Рингельблюм, польский историк еврейского происхождения, которого самого расстреляли через несколько дней, так описывал последний день жизни Корчака и его подопечных:

- "Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти… Вдруг пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать — слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками".
Януш Корчак до конца остался честным со всеми: с подопечными, которые видели в нём защитника и учителя, с товарищами, помощь которых отвергал до последнего часа, и с бесчеловечными врагами. Его педагогическое наследие в некоторой степени является развитием идей Макаренко и содержится в принципах уважения к ребёнку и развития в нём самостоятельности. Сам Корчак иногда в шутку говорил, что выращивает коммунистов - бесстрашных, сплочённых и готовых на подвиг личностей, и сама его жизнь доказала, что воспитывал Корчак их по своему подобию.
Made on
Tilda