Этнополис
Новость

Появился новый конкурент Оренбургского платка

Эта история началась в Грозном, где девушка по имени Мадина Газиева, вдохновившись культурой вайнахов, начала изготавливать эксклюзивные платки с уникальным орнаментом. По красоте и качестве работы выпускаемые Мадиной штучные изделия можно назвать произведениями искусства. Сейчас в авторской базе более 50 принтов, изделия Мадины носят не только в России, но и на Западе.
К созданию собственного бренда "Амат" девушка шла шаг за шагом и, наверное, не случайно еë детство прошло в Оренбурге. В свое время Мадина удивилась, узнав, что вайнахские узоры можно увидеть не только на одежде и войлочных коврах истанги, но и в архитектуре, и на предметах быта. Из этого и появилась идея перенести национальные узоры на платки.
- "Признаюсь, мною двигал не один коммерческий интерес, я никогда не стремилась к масштабированию производства, больше хотелось равняться на известные мировые компании, обладающие уникальной историей и особенным художественным видением, - продолжает Мадина Газиева. - Например, на французскую фирму Hermes, выпускающую самые дорогие платки и шарфы в мире. Им под силу обыграть любую тему. Например, у них есть прекрасная серия "Кавказские кавалеристы", которую создала французская художница после экспедиции в Кабардино-Балкарию. Когда я впервые об этом услышала, то ощутила укол ревности. И тогда же подумала: кто, как не носитель кавказской культуры, лучше всего расскажет о ней? Поэтому концепция моего бренда - популяризация истории вайнахского этноса через графику на шелке".
При этом, в творчестве Мадины находят отражение культуры и других кавказских народов: Дагестана, Осетии, Азербайджана и Грузии. Свой первый платок "Ритмы вайнахов" она отправила в Нью-Йорк на большую еврейскую свадьбу, его подарили невесте. Сюжеты на изделиях не нуждаются в переводе. Так, орнамент платка "Примирение" навеян древним обычаем улаживать конфликты, бросая между враждующими сторонами белый платок. Для вайнахской девушки было крайне постыдным обнажать голову, но она шла на это ради прекращения кровопролития, поэтому мужчины из уважения к ней опускали оружие. Этот сюжет сегодня часто используется в танцах и театральных постановках.
- "Я все чаще встречаю на улицах Грозного женщин и девушек в моих платках, и это очень приятно. Иногда изделия покупают в подарок иностранцам, часто обращаются сотрудники минтуризма республики, когда им нужно преподнести гостям необычный национальный презент. Знаю, что мой платок дарили актрисе Ольге Кабо. Один раз на меня вышел представитель делегации из Турции и заказал платок для первой леди страны" - рассказывает Мадина. В качестве сырья художница выбрала фабричный итальянский шелк. Каждый платок вручную подшивают руликом, то есть подрубают края так, чтобы они выглядели как тонкие валики. Цена такого изделия немаленькая - от 8,5 до 15 тысяч рублей в зависимости от размера платка и сложности работы. Влияет на стоимость и курс рубля - так, за последние полгода упаковочный материал вырос в цене в три раза. Поэтому не каждый решится приобрести такой платок. Правда, по словам Мадины, один раз платок купила обычная студентка, которая откладывала на него стипендию много месяцев, и ей сделали значительную скидку на следующий заказ.
- "Когда я начинала свой проект четыре года назад, мне важнее было создать премиальный продукт, я вкладывала в бренд много сил и личных средств, семейных в том числе, - подытоживает Газиева. - Только теперь поняла, что такое рентабельность: я даже не подозревала, что многие изделия продаю в ущерб себе. Сейчас у меня есть помощники - портной, менеджеры по продвижению в соцсетях. Чем активнее развивается дело, тем сложнее фокусироваться на творческом процессе. Поэтому думаю делегировать сферу маркетинга другому человеку, а самой сосредоточиться на креативном блоке".
При этом, девушка не берется за индивидуальные заказы: она признается, что не готова подстраиваться под чужой вкус. Выставка платков Мадины Газиевой впервые состоялась в Государственной галерее имени Ахмата Кадырова в 2017 году. В экспозицию вошло 22 платка, работа над которыми шла без малого пять лет - столько времени ушло на создание орнаментов. Для этого Мадине пришлось окунуться в этнографию: девушка сидела в архивах и библиотеках, посещала музеи Чечни, знакомилась с частными коллекциями декоративно-прикладного искусства.
Успех Мадины Газиевой представляет собой пример создания успешного национального бренда, который может представлять не только "Чечню в России", но и Россию в мире. В связи с этим, другие художники могут воспользоваться опытом чеченской коллеги, для развития собственных этнических брендов - чего только стоит не новая в принципе идея перенести на платок национальные сюжеты?

Made on
Tilda