В XVII – XVIII веках лубок испытал сильное влияние европейской народной гравюры, «фряжских листов», книжной миниатюры и иконописи. Фигуры людей, здания и пейзаж здесь часто носят условный характер, композиции лубков религиозного содержания нередко повторяют традиционную иконографию сюжетов церковной живописи. Одновременно с этим в народную картинку попадает эстетика реалистических произведений, особенно востребованная во второй половине XIX – начале ХХ века.
Петровский культурный перелом привел к тому, что лубок практически исчез из повседневной жизни дворянского сословия и распространялся в основном среди крестьян, мещан и купечества. Впрочем, отдельные представители дворянства в XVIII–XIX веках проявляли интерес к народной картинке, коллекционировали и изучали лубки. Например, Дмитрий Ровинский, историк искусства, крупнейший коллекционер гравюр и эстампов, в 1881 году издал капитальный четырехтомный свод русских народных картинок, оказавший сильное влияние на их дальнейшее изучение.