Этнополис
Этнотуры

Экскурсия по местам Гэсэра

31 марта корреспондент «Этнополиса» побывал в Осинском районе в составе группы журналистов, которые стали участниками этнотура "Это Этно". Читайте об этом наш специальный репортаж.
Поездка в Осинский район Усть-Ордынского бурятского округа оказалась уже второй, организованной под брендом «Это Этно». В первый раз участники проекта, реализуемого автономной некоммерческой организацией "Байкал", посетили посёлок Усть-Ордынский.

Третьей и последней точкой станет село Баяндай, поездка туда запланирована на конец апреля. Все этнотуры в рамках этого проекта проходят с участием молодых журналистов и все они посвящены 85-летию Усть-Ордынского округа и Иркутской области. Главная цель проекта – популяризация традиционной культуры народов Приангарья.
Осинский район образован в 1975 году в составе Усть-Ордынского бурятского округа. Расстояние из Иркутска до районного центра – Осы примерно 150 километров.

Мы выехали в десять часов утра и уже через два часа оказались совершенно в другой среде и другом мироощущении. Вдоль дороги и на полях ещё лежит снег, здесь заметно холоднее, просторы, свежий воздух, неспешная сельская жизнь.

В дороге одна из организаторов проекта - Татьяна Швыдченко, основатель Школы межэтнической журналистики в Иркутске, рассказывала разные легенды, которые связаны с историей Осинского района. Например, про битву двух шаманов под селом Улей. На стороне обоих выступили великие силы, и одному из них пришлось отравить другого, душа которого так и осталась скитаться меж мирами. Или про девушку в белом, - видение, которое появляется на обочине дороги и предрекает аварию водителю, который её увидит. Говорят, что увидев ее, многие возвращаются…

Также в этих местах бывал мифический Гэсэр - богоподобный бурятский богатырь. Его именем сегодня названа Гэсэриада - ежегодное культурно-спортивное мероприятие, которое проходит в Бурятии и на территории Усть-Ордынского округа Иркутской области.
Перед въездом в Осинский район мы посетили барисан – священное для бурятских шаманистов место, где нужно преподнести дар духам местности. Барисан всегда располагается на правой стороне перед въездом в любое бурятское поселение – город или деревню. Почтить духов можно монеткой, продуктами или алкоголем. Обычно это делается так: нужно смочить безымянный палец правой руки, и, подняв вверх, легко сбрызнуть все вокруг либо просто постучать смоченным в алкоголе пальцем по столу. Желательно проделать этот обряд три раза.

Также можно повязать возле барисана специальные цветные ленточки. На территории барисанов и поблизости от священного места нельзя мусорить, жечь траву и рубить деревья - это место принадлежит духам. Нельзя и уносить оставленные в барисане монеты, ведь разгневанные духи могут наслать на такого посетителя болезнь. Считается, что в этих местах обитают духи именно той местности, перед которой расположены барисаны. Духи защищают и помогают своим потомкам. И когда путешественники или туристы приезжают в гости в бурятские поселения, то, конечно, им необходимо уважать местные традиции.
Ну вот мы и в Осе. Посёлок, как и многие другие поселения Усть-Ордынского округа, выделяется несколькими круглыми постройками, напоминающими юрты - это могут быть как стилизованные постройки, так и полноценные культовые сооружения, куда предстояло отправиться и нам.
Но сначала мы заехали на завтрак в кафе "Кочевник", выполненное в виде круглых построек, похожих на юрты. А после плотного завтрака отправились к шаманам. Организаторы - Татьяна и Елена - предупредили, что мы станем участниками настоящего обряда, а не постановки, а это значит, что всё серьёзно. С этим связаны некоторые ограничения. Например, посещать обряды запрещено женщинам во время менструации, такая женщина в шаманизме считается "грязной". Также женщине в этот период нельзя подниматься на гору Ёрд, именем которой названы ежегодные спортивные Ёрдынские игры.

В специальной, предназначенной для обрядов юрте нас ждали три шамана - два мужчины и женщина. Женщине отводилась роль бабушки, так принято у бурят. Когда заговоры мужчин-шаманов подкрепляются заговором мудрой женщины рода, тогда их сила становится мощнее.
Гостей-мужчин усадили по левую сторону от шаманов, гостей-женщин - по правую. А в нашей группе в основном были девушки – из 19 молодых журналистов всего трое оказались мужчинами. При этом, когда нас рассаживали, предупредили, что у всех нас голова должна быть покрыта.

Нам пришлось немного поизощряться, чтобы соблюсти это требование, мужчины вспомнили о капюшонах, а девушки обернули головы шарфами и платками. Также у мужчин обязательно должен быть ремень, который тоже служит своеобразной защитой.

Итак, мы все приготовились. И в следующие полтора часа мы стали свидетелями мистического действа - шаманы возле огня работали с Татьяной, которая самоотверженно вызвалась стать участником обряда. Шаманы заговаривали Татьяну на успех в работе, хорошее здоровье, рождение детей, удачу и благополучие. Периодически шаманы подносили всем нам, зрителям этого обряда, пиалу с водкой или молоком. Каждый из нас обязательно должен был пригубить тот или иной напиток, т.к. этим тоже достигалась сила заговора.
- Я не был шаманом с рождения и не очень хотел им быть, когда узнал о своих возможностях и предрасположенности к подобным вещам, - рассказывает Спас Спасов, один из проводивших обряд шаманов и председатель шаманской организации "Бургэд", - быть шаманом это сложно физически и духовно непросто. Обряд требует концентрации всех сил и энергии шамана, да и по времени это достаточно длительное мероприятие. Обычно занимает полдня или весь день, а родовые обряды - более суток. Всё это время шаман должен оставаться сосредоточенным.
Выбравшись из юрты после обряда, мы вдохнули чистый осинский воздух - теперь предстояло отправиться в Дом культуры, где уже готовились мастер-классы по бурятской и татарской национальной кухне. В Осинском районе проживает много татар - недавно здесь даже открыли мечеть. На входе нас приветствовали творческие коллективы обеих национальностей - каждому участнику группы было предложено национальное угощение. В актовом зале нас встретили интерактивные выступления творческих коллективов - нас , участников этнотура, пригласили на сцену, где мы присоединились к приготовлению национальных блюд - бурятского саламата и татарского бэлиша.
Саламат варится из сметаны и муки и считается "белой пищей" - из-за молочной основы, и пользуется уважением среди бурят. Это невероятно питательная еда, которую не едят вилкой - только руками или ложкой. Если же есть саламат вилкой, то корова, из молока которой сделана сметана, может вовсе перестать доиться.

Татарский бэлиш это печёный пирог из слоёного теста. Он может изготавливаться с разной начинкой, но в нашем случае он был сладким - с рисом, курагой и изюмом. Подаётся бэлиш со срезанной верхушкой, чтобы было видно начинку. А позже мы все вместе – хозяева и гости пробовали что получилось.

А потом мы слушали традиционную бурятскую музыку в исполнении Александра Архинчеева из коллектива "Шоно". Он играл на морин хууре - бурятском музыкальном инструменте, струны которого традиционно изготавливались из конского волоса.

Позже на сцену вышли двое крепких мужчин в бурятских костюмах. Они представили национальную игру - разбивание костей. Для этого нужно взять в руку хребтовую кость быка, коня, и ребром другой руки нанести сокрушающий удар. По преданию, в хребтовой кости заключена душа животного, и кость нужно сломать для его перерождения.
- Всего существует около 30 техник этой игры, а сами кости перед игрой нужно хорошо выварить, - они должны утратить эластичность и не проскальзывать в руке. Раньше за одну игру разбивали 50 или даже 100 костей. Однако, если и тогда не удавалось выявить победителя - участникам выносили верблюжью кость - особо крепкую, - рассказывает Феофан Иванов. Сам он в 61 год смог разбить 23 кости.
После этого нас ожидал традиционный бурятский обед – вкусные позы.
Этнотур в Осинский район занял всего один день, но несмотря на свою краткость, он был интересным и познавательным. Мы везли с собой новые знания и массу впечатлений.


Максим Захаров
Фото автора
Made on
Tilda