Этнополис
Новость

Единство и дружба разных народов



В Иркутской области 9-го июля состоялся областной фестиваль Дружбы народов Прибайкалья, который в этом году прошел на территории Заларинского района в местечке Бабцин кут (Бабушкин угол). Место проведения областного фестиваля было выбрано неслучайно.

Заларинский район является своего рода региональным символом этой дружественности и добрососедского проживания представителей многих национальностей. Кроме того, именно здесь, на территории района, по сей день сохранились этнические поселения разных народов: чувашей, татар, бурят, белорусов, голендров и даже вепсов.
В Пихтинске и Дагнике живут голендры, предки которых были голландцами. В деревне Романенкина проживают вепсы - коренная малочисленная народность северо-запада России, представители финно-угорской группы. А вот село Черемшанка, к примеру, одно из самых старых и больших татарских сел района. И 10-го июля, как рассказал мэр Заларинского района, Владимир Самойлович, в Заларях еще одно важное мероприятие – закладка мечети, строительство которой мусульмане Заларинского района ожидают уже давно. По словам мэра, мечеть будет возводиться на средства предпринимателей и простых жителей, исповедующих ислам.

Бабцин кут встречает гостей
Бабцин кут – красивая местность на берегу реки Тагна, окрестности поселка Пихтинск, где почти каждый выходной проходят местные праздники и события. Здесь обустроили площадку для проведения праздничных мероприятий.

Веревочный парк, качели, избушки и горки для ребятни, две сцены – большая и малая для выступлений творческих коллективов, беседки для выставки изделий народных ремесел и блюд национальной кухни, палатки для торговли продукции местных предпринимателей.


Все сделано основательно, чувствуется, что организаторы мероприятия – Тагнинское муниципальное образование подошли к делу ответственно, - им не впервой встречать гостей со всей области. Несмотря на долгий путь, а иркутяне выехали ранним утром, и почти 80 км неасфальтированной дороги от Заларей до Пихтинска, на фестиваль приехали участники и зрители из разных районов области.

Жители Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Черемхова, Зимы, Саянска, но большинство, конечно, из 13 муниципальных образований Заларинского района. Люди приехали семьями на выходные, вдоль берега Тагны – юрты и палатки, многие захватили с собой рыболовные снасти, лодки. Повсюду слышится разная речь – чувашская, польская, белорусская, татарские песни и бурятские напевы. В этой многоголосице - основа фестиваля Дружбы народов Прибайкалья.
Семейные рецепты счастья
Программа фестиваля насыщенная. Прежде всего, комиссия во главе с мэром района Владимиром Самойловичем снимает пробу с блюд национальной кухни, после чего любой желающий сможет продегустировать любое понравившееся блюдо.

Все это кулинарное великолепие приготовили работники Домов культуры и библиотек муниципальных образований Заларинского района. Каждое блюдо – уникально, потому что хранит в себе многолетние семейные рецепты, которые передаются от прабабушек и бабушек по женской линии. Чего здесь только нет!


Мне удалось разузнать рецепт русского сбитня, очень простого в приготовлении напитка, который способен не просто утолить жажду, но и благотворно влияет на сжигание лишних калорий. Вареники с изюмом и творогом, пироги с брусникой и яблоками, малосольные домашние огурчики, блины, фаршированные местными опятами, фаршированная тагнинская рыбка, копченое сало, мед, хворост, домашний сыр, мини-пирожки с медом и вишней…

Наверняка, почти все гости праздника задавались вполне практичным вопросом – как бы организовать доставку этих блюд на постоянной основе? Но, думается, это вопрос времени и развития этно-туристического продукта Заларинского района.

А пока вернемся на площадку фестиваля. Особо стоит отметить, что в качестве зрителей и участников приехали представители различных национальных НКО Иркутской области. Организатором национальной сборной руководителей НКО стал Центр коренных народов Прибайкалья.
Руководители национально-культурных центров Иркутской области
Специально для журналистов также была организована поездка в поселок Пихтинск с посещением дома-музея Гимборга, одного из самых первых голендров, поселившихся на этой земле…
Сибирские голендры
Уникальная народность, сохранившая свой этнос и язык благодаря компактному поселению на территории Заларинского района, увы, сегодня существует только здесь. Более нигде в мире не сохранилось этнических поселений и групп голендров. Именно поэтому сибирские голендры из Заларинского района Иркутской области, их история и традиции, вызывают сейчас большой интерес у современных голендров, разбросанных по миру.

Так, несколько лет назад, в начале 2000-х годов Петр Людвиг, хранитель усадьбы Гимборга, был приглашен на общую встречу голендров в Германию и Польшу, организатором которой стал один из голендров немецкого происхождения, господин Бютов. Впоследствии он приехал в Пихтинск и нашел здесь своих родственников.

Петр Людвиг показывает усадьбу Гимборга
А появились голендры в этих краях во времена столыпинской реформы. Шесть братьев отправились в Сибирь на свободные земли из Забужья, т.е. западного Буга, реки в Восточной Европе, которая протекает по территории Украины, Белоруссии и Польши. А на эти земли предки забужских голендров пришли из Голландии и Германии более 400 лет назад.

И сегодня сибирская земля для голендров – настоящая малая родина, которую невозможно забыть. Вот и Мария Людвиг, художница из Волгодонска, приехала нынче в гости к родным. Как она признается, специально так спланировала свою поездку, чтобы попасть на фестиваль Дружбы народов Прибайкалья и день празднования родного села, откуда она уехала почти 30 лет назад…

Мария выросла в Пихтинске, в многодетной- одиннадцать человек – и очень дружной семье Гильдебрант. По ее словам, у них в роду есть музыканты, художники, ремесленники. Главное качество, которое передали Марии и ее братьям и сестрам родители, является трудолюбие. Сегодня она - признанный мастер, член Союза художников Волгодонска. Мария избрала редкий вид творчества - изготовление картин и украшений из атласной ленты.

А вот вся жизнь Петра Людвига прошла в родном селе, где многие годы он работал председателем местного совхоза. Почти вся его семья – аграрии. Петр Мартынович, его жена, а позже и сыновья, закончили Тулунский аграрный техникум. Сегодня один из сыновей – Александр имеет свое крестьянско-фермерское хозяйство, другой сын в районном центре Залари организовал цех переработки мяса.

Мария Людвиг и её картины
Сам же Петр Мартынович на пенсии встречает туристов, проводит для них экскурсии, да еще занимается любимым делом -изготавливает плетенную мебель и украшения для интерьера. Двор его собственной усадьбы – просто райский уголок, где живут аист и другие птицы, изящные бабочки и стрекозы. Все на этом дворе наполнено радостью, светом и благодарностью к жизни.

Во время фестиваля, на малой сцене, голендры представили театрализованное представление - свадебный обряд, который до сих пор здесь сохраняется. Молодые пары предпочитают гулять свои свадьбы в родных местах с соблюдением всех элементов старинного обряда. Изюминкой свадьбы является женский чепец.
Когда с девушки снимают фату, то ей на голову надевают чепец, который она бережет до самой смерти. И кстати, сваты и гости на свадьбе со стороны жениха и невесты соревнуются деньгами. Сторона невесты сбрасывается для молодых со словами «на чепец», а сторона жениха приговаривает «на шапку».

Кстати говоря, свадебный обряд местные голендры проводили во все времена, несмотря на репрессии советского периода. А самую первую свадьбу здесь сыграли более ста лет назад, в январе 1916 года.


Женщина - главная хранительница
А на большой сцене – выступления творческих коллективов и показ национальных костюмов. Самые красивые, яркие и самобытные – у чувашского ансамбля «Кукук».
Чувашский женский костюм – это целая вселенная, которая показывает не только историю народа, его уникальную вышивку на основе рунического письма, но элементы защиты в виде красных бусин, серебряных шапочек-шлемов, расшитых поясов. Красный и белый цвет – главный в женской одежде. С одной стороны, он защищает, а с другой показывает солнечность, яркое женское начало и мастерство каждой женщины.

Множество красивых этнических костюмов увидели участники и зрители фестиваля. И конечно, жюри отметило практически всех, наградив грамотами и денежными или товарными сертификатами.


Женское мастерство в основе сохранения традиций каждого народа. Вязание крючком, вышивка, плетение кукол-оберегов из соломки, изготовление глиняной игрушки, ткачество и шитье национальной одежды, головных уборов, - все это в руках женщины. Приготовление еды и любимых блюд, кстати, в большинстве своем тоже является женским делом. Им на фестивале – особое внимание и слова благодарности.

Вот на сцене Людмила Хоботова. Оказывается, она не только вкусно готовит, но и хорошо поет. Обладательница мелодичного голоса – представитель вепсов. Рассказывает, что ее предки пришли в Заларинский район, как и многие, во времена столыпинской реформы. Их было 12 человек, они и основали первое поселение. Затем в годы Великой Отечественной войны сюда перебрались еще несколько семей.Сегодня вепсы проживают в деревне Романенкина на территории Мойганского муниципального образования. Это единственное в Заларинском районе место их компактного проживания в Прибайкалье.
Женские костюмы голендров
Веппские гостинцы
- А вообще-то, вепсов везде понемногу. Живут они и в Западной Сибири, на Алтае, но больше всего, конечно, в Карелии и на северо-западе России, в Ленинградской области, - рассказывает Людмила Хоботова.
Гости и участники уезжали из гостеприимного Бабушкиного угла усталые, но довольные. Хороший летний день у всех останется в памяти. Многие увезли прекрасные сувениры – редкие вещи ручной работы. Кто-то купил сумочку, кто-то шляпку, куклу, посуду и даже крепкие стулья из сосны. Но главное, все увозили с собой солнечное настроение, заряд бодрости и свою личную причастность к большой дружной семье народов Прибайкалья.


Ирина Мордуева

Фото автора

Made on
Tilda